Ранняя диагностика предраковых заболеваний и профилактика заболеваний шейки матки

Согласно медицинской статистике, 10 % злокачественных опухолей у женщин - это рак шейки матки. Своевременная диагностика и лечение предраковых состояний шейки и слизистой влагалища, являются основными методами профилактики рака шейки матки. Не секрет, что именно своевременно начатое лечение поможет избежать развития онкологических заболеваний.

Мы обратились к специалисту клиники-роддома «Клиника профессора Буштыревой», занимающемуся проблемами патологии шейки матки и влагалища, акушеру-гинекологу, кандидату медицинских наук Гайда Оксане Владимировне, с просьбой ответить на вопросы, касающиеся это важной и актуальной темы.

Оксана Владимировна, что необходимо делать женщине, чтобы предотвратить развитие серьезных заболеваний?

- Может быть я скажу банальную вещь, но каждая современная женщина, вне зависимости от возраста, хотя бы раз в год должна проходить обследование у гинеколога. Обычно при гинекологическом осмотре врач видит изменения на слизистой шейки матки и предложит женщине пройти дополнительно кольпоскопическое обследование.

Выявление серьезных заболеваний шейки матки в настоящее время включает в себя проведение 3-х несложных процедур: мазок с шейки матки на цитологию, кольпоскопию и обследование на папиломовирусную инфекцию.

Что представляет собой кольпоскопия?

- Кольпоскопия – это гинекологическая процедура, при которой врач проводит осмотр стенок влагалища и шейки матки специальным увеличительным прибором, который называется кольпоскоп.

Первым, кто применил кольпоскопию в гинекологии, был немецкий доктор Ганс Гинсельманн. Поскольку эта процедура оказалась очень эффективной, она стала применяться повсеместно.

Так называемая расширенная кольпоскопия позволяет выполнить осмотр шейки матки с помощью кольпоскопа при 5-8-кратном, 15-кратном и 20-30-кратном увеличении влагалищной части шейки матки.

В настоящее время, современные приборы позволяют показать пациенту на мониторе компьютера изменения, имеющиеся на шейке матки или здоровую шейку матки. Называется это видеокольпоскопия.

Наверное, это очень болезненная и дискомфортная процедура?

-Нет, кольпоскопия абсолютно безболезненна и проводится в комфортных условиях. Во время манипуляции женщина находится в гинекологическом кресле, но тем не менее, вместе с врачом может смотреть в монитор и видеть свою шейку матки и все диагностические методы и процедуры, проводимые ее доктором. Видео- и фоторезультаты сохраняются для последующей оценки динамики развития заболевания и контроля эффективности проводимого лечения.

Необходимо ли как-то предварительно готовиться к данной процедуре?

- Да, безусловно, перед проведением кольпоскопии потребуется некоторая подготовка. В течение 2-х дней до исследования нежелательны половые контакты, спринцевания и использование различных вагинальных средств (свечи, вагинальные таблетки, спреи, любриканты). Лучшим временем для осуществления данного исследования считаются несколько дней после менструации. Дело в том, что в середине цикла в канале шейки выделяется большое количество слизи, что затрудняет осмотр.

Единственно неприятные ощущения могут появиться при проведении диагностических проб, например биопсии шейки матки, о которой врач обязательно предупредит женщину. При обработке слизистой шейки матки раствором Люголя после исследования могут быть мажущие коричневые выделения из влагалища в течение одного-двух дней.

Перед проведением колпоскопии врач может одновременно выполнить забор мазков из цервикального канала и с влагалищной части шейки матки для проведения цитологичнеского исследования или так называемые мазки на атипичные клетки или онкоцитологию. Это относится к лабораторной диагностики, которая является ключевым методом скрининга поражений слизистой шейки матки.

- Что такое онкоцитология?

Цитологическое исследование мазков со слизистой шейки матки или онкоцитология, с использованием различных методов окраски, исторически является первым и основным инструментом скрининга. В настоящее время, проводят как обычное цитологическое исследование мазков на наличие патологических изменений в клетках слизистой шейки матки, так и жидкостную цитологию.

Жидкостная цитология — альтернатива традиционному мазку. Применение жидкостной технологии в автоматизированных системах позволяет улучшить выявляемость патологии на этапе начальных изменений в шейке матки, называемых дисплазией шейки матки. Также жидкостная цитология помогает обеспечить персонифицированный учет женщин с патологией шейки матки и облегчить организационные трудности скрининга.

Как правильно надо готовится к проведению исследования?

- Мазок не рекомендуется брать в следующих случаях: ранее 48 часов после полового контакта; во время менструации; в период лечения генитальных инфекций; ранее 48 часов после расширенной кольпоскопии с обработкой 3-5% растворами уксусной кислоты или Люголя, после использования любрикантов, тампонов или спермицидов; после вагинального исследования или спринцевания.

Требуются ли дополнительные обследования для профилактики заболеваний шейки матки?

- При выявлении патологических изменений на слизистой шейки матки во время кольпоскопии и изменениях в мазках на цитологию, обязательным является проведение прицельной или расширенной эксцизионной биопсии шейки матки, т.е. взятие небольшого участки ткани шейки матки или иссечение измененного участка ткани шейки матки. Эти манипуляции могут быть проведены как для более детальной диагностики патологического процесса, так и как отдельная лечебная процедура.

Записаться на консультацию к специалистам клиники можно, позвонив по телефону: +7 (863) 288-00-00, или оставив сообщение на сайте.